|
В 1988 году Yamaha и фирма Zakspeed Formula Racing создали команду West Zakspeed Yamaha для участия в Формуле-1. Инженеры Yamaha разработали для болидов команды OX88 — двигатель на основе уже зарекомендовавших себя в японском чемпионате Japanese Formula-3000 моторов Yamaha OX66 и OX77. Что пошло не так?
Мотор OX88 был в своем роде революционной моделью: в нем применили 5 клапанов на цилиндр, при этом индуктивными были 3, а выхлопными — 2. В целом у модели были явные преимущества над конкурентными разработками: малый размер (за счет конфигурации V8), простота обслуживания и возможность доработок без сильного увеличения массы.
Для команды Zakspeed эти моторы казались настояшим спасением — они не только позволяли продолжать гоняться, но и шли «в комплекте» со статусом эксклюзивного партнера. Даже то, что одним из условий было подписание в команду пилота Japanese Formula-3000 Агури Сузуки, не омрачало настроения специалистов Zakspeed.
|
|
|
К сожалению, уже на тестовых заездах начали всплывать проблемы: за 4 дня пилоты проехали всего 25 кругов. Мотор постоянно ломался, и проверенные технологии оказались недостаточно хороши для F1.
В итоге мощность мотора «срезали» с 600 до 560 сил, а из-за ровной плоскости коленвала на больших оборотах практически не было механического баланса. Доходило до того, что двигатель ломался прямо на пит-лейне при работе в режиме холостого хода.
В итоге команда Zakspeed лишилась спонсорской поддержки и покинула чемпионат, а Yamaha взяла годичную паузу для доработок мотора, результатом которой стало появление OХ99. Этот двигатель стал сердцем суперкара OX99-11.
Причинами фиаско OX88 стали малое количество ресурсов (в том числе времени), а также недостаточный опыт инженеров в разработках такого рода.
На сегодняшний день «преемником» Yamaha в этом плане можно назвать компанию Honda — команда McLaren расторгла с ними многолетний контракт именно из-за проблем с надежностью формульных двигателей. А бывший пилот McLaren Фернандо Алонсо, постоянно вынужденный отдыхать в боксах вместо гонок, даже стал героем интернет-мемов.
Однако переход инженеров Honda в коллектив Red Bull можно назвать удачным — пилоты Red Bull регулярно борются за хорошие очки. Ключевой пилот коллектива, Макс Ферстаппен, регулярно борется с командами-лидерами, завоевывая места на подиуме, и на момент написания материала идет третьим в общекомандном зачете. Но вопрос, заслуга это двигателя, удачного шасси или таланта самого Макса, остается открытым.
|
|