|
Производство первых гидроциклов серии WaveRunner началось в 1986 году. Именно тогда вышел в продажу Marine Jet 500T, за короткое время получив восторженные отзывы по всему миру. С тех пор прошло более 30 лет. Команда global.yamaha-motor.com поговорила с человеком, известным как «WaveRunner Papa» - Нилом Кобаяси.
|
|
|
Все началось в начале 1970-х годов в Сёнане
В то время я работал в Сёнане, тогдашнем центре морского досуга Японии. Поскольку в 70-е не было необходимости в лицензиях или сертификации на небольшие лодки, люди могли свободно плавать на всем, чем хотели. Было много различных типов судов — от уменьшенных версий обычных катеров до досок для серфинга с моторами.
Но при этом в 70-е годы в Японии отдых на воде был развлечением скорее для элиты — и я задумался, как сделать его доступнее для обычных людей. Я тогда только нанялся в компанию и не имел ни технических навыков, ни каких-либо полномочий, позволяющих решить такую задачу. Тем не менее я понял, что в этом направлении обязательно стоит поработать. Именно этот момент можно считать началом истории о WaveRunner.
|
|
|
Развитие в трудные времена и неудача в Америке
Интересно, что небольшие водные средства передвижения уже были популярны за рубежом, однако в Японии они были представлены слабо. Лишь в 1979 году в Японию привезли несколько моделей. Во многом вопрос стоял в том, как законодательно регулировать их использование.
Когда я работал в техническом комитете Японской ассоциации морской промышленности, у меня были знания и опыт в этой области, и меня попросили провести исследование безопасности такого рода судов и составить нормативный документ. В результате в 1980 году мы выпустили «Стандарты езды на водном мотоцикле», и создали правовую основу, необходимую для безопасного отдыха. Но в Yamaha на тот момент были сконцентрированы на рынке моторных лодок и катеров. Поэтому, хоть я и мог помочь с юридическими вопросами, решение о запуске гидроциклов в серию так и не было принято.
Затем, примерно в 1983 году, когда компания вошла в управленческий кризис и на какое-то время потеряла прибыли с привычных продуктов, появилась возможность создать что-то новое — главное, чтобы новинка принесла деньги. Это был шанс.
После череды проб и ошибок мы создали прототип, назвав его «Power-Ski». Именно в это время мы получили запрос от YMUS (YAMAHA MOTOR CORPORATION, США), одной из зарубежных «дочек» Yamaha Motor. Они были заинтересованы в новинке и просили провести презентацию, причем просил об этом мой друг и бывший начальник, с которым я работал в Сёнане.
В сентябре 1984 года мы создали модель чисто под американский рынок, поставив двигатель на 25 лошадиных сил. Однако результаты были не лучшими — двигатель все равно оказался слишком маломощным, а вес составил почти 100 кг, и в результате Power-Ski был признан неудачной моделью. Тогда у нас были очень трудные времена — после неудачных тест-драйвов приходилось постоянно искать новые варианты презентации и на ходу дорабатывать гидроцикл.
При разговоре с покупателями всплыл интересный факт — во-первых, вес был не так критичен, потому что буксировка в основном осущуствлялась на прицепах и стала бы проблемной при весе в 130 и больше кило. А в YMUS выразили пожелание сделать двухместную модель.
В феврале 1985 года и при поддержке YMUS проект MMV (Mini Marine Vehicle) официально стартовал. Мы создавали одноместную и двухместную модели параллельно.
|
|
|
Обновление и путь к успеху
Мы провели переговоры с Sanshin Industries, которые (в то время) занимались разработкой подвесных моторов. Мы думали, что если бы получили двигатель в 50 лошадиных сил, то гидроцикл вышел бы просто идеальным. Однако в качестве базового двигателя нам удалось установить только моторы до 30 сил — и это был верхний предел мощности. Пришлось работать с ним.
После тестов мы создали остойчивый и обтекаемый корпус, который улучшил маневренность, а также разработали уникальный профиль «плавников» — своего рода стабилизаторов, которые эффективно направляли гидроцикл, как бы «разрезая» воду.
В июле 1985 года мы пришли с презентацией в YMUS — и это был один из наших последних шансов. Неудача была недопустима. В качестве тест-пилотов выступили опытные байкеры и водители снегоходов, знакомые нам еще по первым тестам Power-Ski. И если с тестов Power-Ski они ушли довольно быстро (при этом выразив недовольство), то на этот раз мы получили полное их одобрение.
Вскоре тандемная модель пошла в серию, а «Wave Runner» выбрали в качестве ее названия. С этого момента мы координировали работу с отделами, отвечающими за проектирование, тестирование, обеспечение качества, обслуживание и создание руководств, и почти каждый день проводился цикл тестов и проверок.
|
|